
Споры о том, какие книги стоит читать на литературе в школах России, а какие нет, не утихают по сей день. Кто-то высказывается против произведений Эдгара Аллана По, считая их слишком мрачными и негативными. Другие закликают добавить произведения современных писателей, например, «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Возможно, образовательная система России еще придет к тому, чтобы читать на уроках о школе Хогвартс и ее учениках, но пока что приходится довольствоваться приключениями барона Мюнхгаузена, которые тоже не лишены волшебства.

А вот в учебных учреждениях Великобритании ученики вполне могут выбрать книги о волшебнике со шрамом-молнией для школьного чтения. Смотрим, как проходят уроки литературы в разных странах мира.
Германия
Ученикам в Германии не предоставляется список литературы на весь год. Все дело в том, что в этой стране не предусмотрен обязательный перечень произведений. Просто в школе даже сам предмет «Литература» отсутствует. Преподаватель сам выбирает книги и рекомендует их ученикам. Произведения разделены на две категории:
- Большие — романы, поэмы, пьесы;
- Маленькие — стихи, басни, небольшие рассказы.
Вторые изучают сразу на уроках. Дети их читают и анализируют. Учитель направляет мысли учеников. Большие произведения ребята читают дома самостоятельно, а на следующем уроке в школе их разбирают.
Главное правило в изучении произведений — никакой спешки. Дети в российских школах привыкли, что на одну книгу у них есть 2-3 урока, после чего они переходят к следующему автору или рассказу. В Германии же изучать одну книгу дети могут столько времени, сколько им нужно для полного усвоения информации и понимания замысла писателя.
Еще одна особенность в немецких школах — изучение добрых и волшебных рассказов с 8 класса. В это время детям рекомендуют книги о домашних животных, дружбе, взаимоотношениях с родителями и сверстниками, волшебстве.
Обязательными для изучения за все школьные годы являются шедевры мировой литературы, как «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Война и мир» Толстого.
Франция
Французские школы тоже не включают в свою систему такой предмет, как «Литература». Но есть уроки словесности. Именно на них дети изучают мировые и отечественные произведения.
Самое главное во время чтения книг — это глубокий анализ нового рассказа. Французы гордятся литературным наследием своей страны. Родители с юных лет приучают детей к книгам. В школах есть отдельные уголки с разными произведениями. Ученики могут сами выбрать любое из них для самостоятельного чтения в течение 40 минут.

В школах есть театральные кружки, в которых дети ставят спектакли по мотивам прочитанных шедевров. Здесь приветствуется любая интерпретация произведения. Можно поставить театр кукол, написать сочинение, разыграть роли главных героев, придумать стих или песню по теме книги.

Ученики имеют право высказывать свое мнение по теме рассказа даже, если оно не совпадает с мнением автора. Дискуссии тоже имеют место быть.
На уроках школьники изучают манеру письма разных авторов, читают французскую и зарубежную классику, учат стихи на память.
Япония
В Стране восходящего солнца есть предмет «Родной язык», на котором изучают произведения отечественных авторов и зарубежные мировые шедевры. В младших классах дети изучают сказки. Они читают их на уроках, после чего пересказывают и анализируют. Большая часть их основана на традициях и легендах родного народа. Это позволяет детям приблизиться к культуре Японии, полюбить народное творчество.

Что читать детям в средней и старшей школе решает учитель. В этом возрасте необходимо воспитать нравственность и человечность в школьниках. На уроках «Родного языка» в Японии часто ведутся дискуссии на тему моральных и общекультурных ценностей. Например, «Должен ли ребенок получать удовольствие от книги или исключительно пользу?»
В японских школах практикуют межпредметное взаимодействие. Они могут читать пьесы на природе, любуясь птицами и цветами или же посвятить время обсуждению стихов Есенина, гуляя по осеннему парку.

Еще одной замечательной идеей является ведение дневника сердца. Ученикам предлагается завести тетрадь, в которую они будут на протяжении учебного года записывать свои наблюдения за окружающим миром, чувства. Учитель может заранее объявить новую тему, на которую необходимо сделать заметки. Например, он просит описать грусть и рассказать, что заставляет владельца дневника грустить.
Великобритания
В Англии ученики могут самостоятельно выбрать книги для чтения. Единственным условием становится следующий минимум:
🔶 Одна пьеса Шекспира. Можно больше, но это уже по желанию школьника;
🔶 Один роман 19 века любого писателя и страны;
🔶 Одно драматические или художественное произведение, написанное в Англии позже 19 века.

Это позволяет ученикам выбрать даже книги о Гарри Поттере в качестве школьного изучения. И еще одна интересная особенность английских школ — это отсутствие книг и учебников по литературе. Ученики сами находят их, чтобы прочитать.